Методические рекомендации по подготовке
и проведению родительских собраний.
Родительское собрание
Цель родительского собрания:
1. Согласование и объединение усилий учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Этапы подготовки и проведения родительского собрания.
Подготовительный этап
Родительское собрание должно быть основательно подготовлено.
1. За две недели до собрания разместить в раздевалке (сайте учреждения в разделе «Страничка группы») объявление (приглашение) с указанием темы, даты и времени его проведения.
2.Провести заранее анкетирование (по мере необходимости, исходя из темы собрания).
3.Провести социальный опрос (по мере необходимости, исходя из темы собрания).
4.Подготовить для родителей буклеты, памятки с кратким содержанием собрания (как вариант).
5.Офрмить наглядную продукцию, раскрывающую тему предстоящего собрания: акцентировать внимание на деятельность детей в учреждении образования, можно - в домашних условиях (по предварительному согласованию с родителями), (фотогазеты, семейные газеты, выставки книг) подготовить необходимое оборудование, материалы.
6.Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей.
7. Предложить родителям (по мере необходимости) подготовить выступление на заданную тему.
8. Чтобы придать мероприятию большую значимость, организовать присутствие на собрании администрации, специалистов, представителей УЗ «Октябрьская ЦРБ», РОЧС, ЦГиЭ и др.
9. Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, учреждения.
Нельзя сажать родителей и гостей на детские стульчики. Общение должно проходить на одном уровне.
Основной этап
1.Установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.
2.Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнеры в обсуждении проблемы.
3. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с родителями. Родители непосредственные участники, обсуждаю, спорят, доказывают.
4. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.
5. Обязательно наличие обратной связи.
Заключительный этап
1. Обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка. Рефлексия.
2. Принятие решений по каждому вопросу.
Рекомендуем тему родительских собраний выбирать, ориентируясь на:
- приоритетные задачи, стоящие перед системой дошкольного образования в Республике Беларусь (см. Инструктивно-методическое письмо к началу 20_/20_ учебного года);
- годовые задачи, стоящие перед учреждением образования на текущий учебный год;
- специфику группы (санаторная, разновозрастная, группа интегрированного обучения и воспитания и др.);
- возрастные особенности воспитанников группы.
Десять правил проведения родительских собраний.
1. Собрание должно запомниться.
2. Собрание должно заставить задуматься.
3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
6. На каждого родителя должно хватить времени.
7. Собрание – не лекция и не занятие, привлекайте родителей к диалогу.
8. Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин.- донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.
Чего не стоит делать на собрании?
- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку всей группе.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ
Уважаемые коллеги, представляем Вашему вниманию советы, которые будут полезны педагогам, работающим в учреждениях дошкольного образования, для установления и поддержания контакта с законными представителями.
- Познакомьтесь со всеми родителями Вашей группы.
- Познакомьте каждого родителя с правилами посещения группы и корректно требуйте их выполнения.
- Учитывайте особенности характера и возможности каждого отца и матери, предлагая им участвовать в реализации учебной программы.
- Скажите, что вы цените помощь. Благодарите родителей за участие в образовательном процессе и пополнении группы предметами и наглядными материалами.
- Обсуждайте с родителями успехи их участия в жизни группы, учреждения дошкольного образования.
- Не забудьте о папах: их присутствию дети радуются особенно. Помогите им включиться в совместную деятельность с детьми.
- Семьи с социальным неблагополучием требуют особого подхода при общении с ними. Искусству общения с такими родителями нужно учиться, проявляя максимум такта, терпения, знаний.
- Своевременно информируйте заинтересованных ответственных лиц о фактах, подтверждающих, что ребенок находится в социально опасном положении, о нарушении родителями его прав.
- Доброжелательно, радостно встречайте всех, кто пришел к вам.
АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
Технология домашнего визита
Посещение воспитанников на дому проходит с целью изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, а так же раннего выявления признаков семейного неблагополучия.
Прежде чем посетить семью необходимо провести предварительную работу:
- понаблюдать за ребёнком, изучить все материалы, имеющиеся об этом ребёнке: (рисунки семьи, детские рисунки, поделки);
- изучить стиль взаимоотношения родителей с ребёнком
- побеседовать при необходимости с другими специалистами (медсестрой, педагогом-психологом)
В результате Вы будете знать сильные и слабые стороны ребёнка, иметь представления о семье.
Так же необходимо продумать содержание домашнего визита, составить план:
- о чём спросить, какие вопросы уточнить у родителей;
- на что обратить особое внимание (используя карту оценки семейного неблагополучия, чтобы сопоставить ранее полученные факты с только что полученными);
- предложить родителям охарактеризовать своего ребёнка, с тем, чтобы узнать, как они понимают и воспринимают его; каковы его интересы;
- по какому вопросу поговорить целенаправленно, дать советы, небольшую консультацию, чётко подготовившись к ней заранее;
- по необходимости обучить родителей каким-либо конкретным умениям, например, как играть с детьми или как провести краткую беседу с ребёнком о прочитанном, о просмотренной детской передаче и т.д.;
- определение отношения семьи к учреждению дошкольного образования:
- включённость в жизнь учреждения дошкольного образования, посильная помощь учреждению, группе, информированность о жизни ребёнка в группе;
- обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, участие в родительских собраниях, групповых консультациях, семинарах для родителей и т.д.;
- проявление родителей интереса к жизни ребёнка в группе;
Домашний визит, даже при самых добрых отношениях не должен длиться более 30 минут. Проводится он тактично, корректно.
При повторных домашних визитах следует обратить внимание на выполнение ранее предложенных рекомендаций; сообщить информацию об успехах в развитии и воспитании ребёнка, если необходимо – обозначить проблемы, провести, привлекая специалистов, коррекционную работу.
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЮ ДЕТСКОГО САДА, ПОСЕЩАЮЩЕМУ СЕМЬЮ СВОЕГО ВОСПИТАННИКА
Напомнив о предварительной договоренности, воспитатель говорит о цели прихода (познакомиться с тем, как живет ребенок дома, чем занимается, что беспокоит, затрудняет родителей). Посещение воспитанника дома, как правило, подтверждает уже сложившиеся у воспитателя представления об особенностях педагогических условий в конкретных семьях.
Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:
– микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу;
– семейный уклад (в частности, как распределены между отцом и матерью хозяйственно-бытовые и педагогические обязанности, есть ли семейные традиции, какие);
– организацию режима ребенка, его игр, труда, занятий.
Кроме того, воспитатель может получить более объективное представление о том, как осуществляется в семье трудовое воспитание:
— чем занимается ребенок дома, какими трудовыми навыками владеет, как им руководят взрослые;
— есть ли у ребенка трудовые обязанности (какие, как он их выполняет; есть ли среди них такие, выполнение которых выражает внимание к окружающим, заботу о них);
— установлено ли определенное время для выполнения обязанностей и как взрослые члены семьи контролируют и оценивают их;
— определяют ли взрослые цель деятельности ребенка, ее значение;
— приучают ли планировать основные этапы работы;
— наблюдают ли за тем, как ребенок работает (старательно, небрежно);
— замечают ли взрослые удовлетворенность ребенка при хорошо выполненной работе;
— какие орудия труда есть у ребенка, где хранятся, в порядке ли они.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
– родительские собрания;
– дни открытых дверей;
– "школы молодей матери", "бабушек", "отцов";
– семейные клубы;
– проведение встреч за круглым столом;
– открытые просмотры;
– консультации специалистов;
– организация праздничных вечеров, огоньков с чаепитием в группе;
– практические занятия с родителями: педагогические тренинги, семинары-практикумы, мастер-классы для родителей «Умелые руки»;
– проведение семейных встреч ко Дню Матери, Дню пожилых людей;
– организация интеллектуальных турниров отцов, конкурсов «Папа, мама, я – дружная семья»;
– творческие лаборатории;
– педагогические кружки;
– викторины;
– устные журналы на темы воспитания;
– вечера вопросов и ответов;
– диспуты;
– благотворительные вечера;
– обмен опытом;
– совместные семейные праздники, творческие вечера, развлечения, концерты и др;
– конкурсы;
– родительские гостиные;
– соревнования, КВН;
–творческие мастерские;
–клубы по интересам.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
– индивидуальные консультации, беседы;
– посещение семьи;
– анкетирование;
– помощь родителей в изготовлении атрибутов;
– помощь при проведении экскурсий и культпоходов;
– мини-собрания на дому;
– телефон (почта) доверия;
– участие родителей в управлении дошкольным учреждением (родительские комитеты, попечительские советы);
– индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
– распорядок дня;
– расписание специально-организованной деятельности;
– визитная карточка группы: информирование родителей о предоставляемых образовательных услугах, технологиях и методиках белорусских и зарубежных авторов;
–организация выставок детских рисунков, поделок;
– оформления выставок семейного мастерства «Умелая семья – уютный дом»;
– выставка литературы для родителей;
– библиотека для родителей;
– информационные листы: информирование родителей о мероприятиях с детьми в дошкольном учреждении;
– информация об образовательном процессе: рубрики «Чем мы сегодня занимались», «Что надо дети узнают в следующем учебном году»;
– семейные газеты;
–. рубрика «Благодарим Вас»;
– информация, актуальная в данный момент (по повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей);
– ящик идей и предложений;
– меню;
– доска объявлений;
– изготовления информационных буклетов;
– оформление фотоальбомов;
–тематические выставки;
– вручение дипломов «Самой активной семье», грамот, благодарственных писем, в том числе по месту работы родителей, открыток-благодарностей от детей;
– создание сайтов учреждений образования.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
С РОДИТЕЛЯМИ
Онлайнобщение в сети:
– онлайнвстречи или презентаций через Интернет в режиме реального времени посредством онлайнсеминаров (вебконференции, вебинара и т. д.), видеочатов, онлайнконсультаций;
– обмена сообщениями в режиме реального времени посредством Skype, чат, Viber;
– организация взаимодействия с родителями в условиях виртуального общения на форумах (вопросответ);
– по электронной почте в отсроченном режиме отправки сообщений, не требующем одномоментного пребывания общающихся в сети.
Памятка для воспитателей по организации
предметной пространственной среды
Предметная пространственная среда должна соответствовать возрасту детей и санитарно-гигиеническим требованиям, безопасна для жизни и здоровья детей:
1.Порядок, чистота во вверенном помещении.
2.Наличие обязательной документации (методический уголок).
3.Систематизация материала и оборудования с учетом центров.
Во всех группах центры:
(игровой : коробки с играми в аккуратном виде, сюжетно-ролевые игры в коробках , подписаны…), с учетом уголка для мальчиков; центр познавательной практической деятельности: коллекции, оборудование для ручного труда , пластмассовые контейнеры с подписанными этикетками, центр для игр с водой и песком (2 мл.гр),
центр конструктивной деятельности,
центр художественной и театральной деятельности (ширмы, полка или коробка для размещения разных видов театров, костюмов, атрибуты для игр: шапочки с изображением животных, музыкальный центр,
этнографический центр (подборка материалов по декоративно-прикладному искусству).
Оформлены уголки :
Уголок государственной символики
Интеллектуальный центр (старшие группы)
Уголок книги , разные жанры, тематическая выставка, наличие портретов писателей…. (библиотеки в старшей группе)
Уголок свободного творчества (изо) мелки, карандаши , штампы, тесто, глина, губка, свечи….
Уголок развития творческих способностей ( театры,музыкальная и изо деятельность )
Уголок развития конструктивных способностей
Уголок безопасности (стенд с миниатюрным оборудованием (топор, огнетушитель, ящик с песком (из бумаги)…, ширмы, тематические папки ( лэпбуки), игровое оборудование (игры, инвентарь, халатики, накидки по ролям…)
Уголок природы (паспорт на растения группы, ухоженный вид растений, знание растений группы, этикетки)
Уголок исследовательской деятельности (познавательно-практической деятельности, в том числе оборудование для ручного труда)
Уголок двигательной активности
Уголок эмоций (настроения)
4.Куклы причесаны, учитывать сезонность в одежде (дидактическая кукла с набором одежды, постелей).
5.Методический уголок в группе, разрезаны пособия серии «Мир детства», аккуратно сложены в пакеты, Картотеки игр, стихов о еде, физминуток, наблюдений.
6.Постоянный прядок в столах, шкафах.
Как подготовить занятие
I. Определение темы и ведущих понятий
1. Четко определить и сформулировать тему.
2. Определить место темы в учебном плане.
3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.
4. Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях
II. Определение целей и задач
Определить целевую установку занятия – для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.
III. Планирование учебного материала
1. Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
2. Подобрать учебные задания, целью которых является:
-узнавание нового материала,
-воспроизведение, применение знаний, умений и представления детей) в знакомой и не знакомой ситуации,
-творческий подход к заданию.
3. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
-подводящие детей к воспроизведению материала,
-способствующие осмыслению материала,
-способствующие закреплению материала.
IV. Продумывание «изюминки» занятия
Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, все забудут. При этом важно учесть возраст детей, прием, который подходит для средней, но не подходит дляпервой младшей или старшей группы. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
V. Группировка отобранного материала
Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности. Главное при группировке – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.
VI. Планирование контроля за деятельностью детей
Продумать:
-что контролировать,
-как контролировать,
-как использовать результаты контроля. Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.
VII. Подготовка оборудования
Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, все ли работает.