Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Как закрепить поставленные звуки дома?

Дата: 13 октября 2022 в 17:09

      Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. 

     Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы –автоматизации (закрепления) правильного произношения. 

     Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке. 

      Планируя занятия, помните, что: 

- они должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время; 

- правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему; 

- старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут; 

- ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»; 

- главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. 

     Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!». 

  Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?» 

     Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь. 

  «Звук потерялся». 

Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным.

Например, для звука «Р»: 

_ак,   _оза,     _учка,    _ыба,    _олики,      _оща; 

 кома_,    кефи_,    севе_,     бисе_,     мухомо_. 

Для звука «Ж»: _ук,       _ара,    _асмин,    _ареный.

Для звука «Ч»:   _ай,   _ашка,      _улан, _инить, _айка;  клю_,        кала_,       скрипа_,   пе_ь,        бере_ь,      полно_ ь и др. 

    «Назови маленький предмет». 

Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: 

лодка – лодочка, полка - … , угол - … , лошадь - … , лужа - … (для звука «Л»); 

шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»). 

   «Назови ласково». 

Для звука «Р»: рука - … , сестра - … , брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; 

для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

    Аналогично предыдущим проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука : роза – розы, друг - … , сестра - … , ковёр - … , муравей - … , рот - … , метро - … , кенгуру - … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много … , карандаш – много … , грузовик – много …(звук «Р»). 

    В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки пусть ребёнок попробует выбрать правильный вариант, например: «Как правильно – много братов или много братьев?». Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …». 

         «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал»: 

ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), 

чу… (до, жой, кча, лан).

    Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: 

«Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). 

   Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. 

   При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком.                             

Например: 

Я землю копала, ничуть не устала, 

А кто мной копал, тот и устал. 

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

      Предлагаемые чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение ребенок. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребёнка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определённым звуком, какая чистоговорка самая длинная, предложите вспомнить всё предложение по подсказке, например: «Расскажи чистоговорку про жука, мышат и т.д. 

Звуки «Р», «Р`» 

• На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора. 

• Раз дрова, два дрова, три дрова. 

• У Кондрата куртка коротковата. 

• Повтори без запинки: на осинке росинки 

  Засверкали утром перламутром. 

• Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. 

• Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку. 

Звук «Л» 

• У ёлки иголки колки. 

• Дятел дуб долбил да не додолбил. 

• Мила искала булавку, а булавка упала под лавку. 

• Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал. 

Звуки «С», «С`» 

• Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу. 

• У Сени и Сани в сетях сом с усами. 

• Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня. 

• Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска. 

• Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень. 

Звуки «З», «З`» 

• У зайки Бубы заболели зубы 

• Зимним утром от мороза 

На заре звенят березы 

• На березе стрекоза – изумрудные глаза 

Звуки «Ш», «Ж» 

• Жужжит над жимолостью жук, 

  Тяжелый на жуке кожух. 

• У ежа – ежата, а у ужа – ужата. 

• Ежата с ежами на ужин бежали. 

• Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка. 

• Шесть мышат в шалаше шуршат. 

 Звуки «Щ» 

• Щипцы и клещи – вот наши вещи. 

• Усищи, глазищи, когтищи, хвостище, 

А моется всех чище. Это кот – котище. 

• Три щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке. 

• В березовой роще, в чернеющей чаще и спрятаться проще и ягоды слаще. 

  Звуки «Ч» 

• Кузнечик стрекочет – молчать не хочет. 

• Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая. 

• Речка течет, а печка печет. 

• Шубка овечки теплей любой печки. 

   Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.